Maria Santi:
pobre noble Traductor traducir
¿Era la Boyaryna Morozova como la del famoso cuadro de la Galería Tretiakov? ¿Y cómo resuena su historia en la actualidad?
Recuerda el cuadro. La protagonista aparece demacrada y feroz. Parece que, si tuviera la voluntad, mataría de hambre a cualquiera que se atreviera a cuestionar su juicio. Al contemplar su muerte, los que la rodean rezan o ríen. Los niños se compadecen, el pop es cruel. Se puede contemplar durante horas. Lo que en la vida da miedo, en el arte – fascina.
Vasily Surikov - «Boyarynya Morozova» (1887)
¿Qué tiene en común toda esta historia con los tiempos modernos?
Mentiras.
Se suele pensar que la Boyarina era una devota seguidora del Protopope Avvakum y que, a pesar de todo, se negó a ser bautizada con tres dedos. Por ello fue torturada y murió de hambre.
Pero Feodosia Prokopyevna Morozova no era una fanática, sino una viuda rica sin hombres poderosos en su familia.
Detengámonos con más detalle en su vida antes de su detención. Sólo los Stroganoff eran más ricos que ella en toda Rusia. El carruaje de la viuda, adornado de plata, iba acompañado de un séquito de unas cien personas. Desde el punto de vista del tamaño de su capital, sería apropiado comparar a la Boyarina con Bill Gates o Mikhail Khodorkovsky de hace doce años.
Sí, Morozova mantenía a los miserables en casa. Igual que los demás boyardos. Estaba de moda. «La limosna fluye de ti como una gotita de las profundidades del mar, y eso con juramento» – le escribió ofendido el Protopo Avvakum. A este, supuestamente su líder espiritual, el millonario le envió ocho rublos a la cárcel de Pustozersk. Y se nos dice que ella fue a la muerte por sus ideas.
Antes de su arresto, Teodosia buscó una novia para su único hijo. Y en «El cuento de la boyarina Morozova», leído por Surikov, se citan sus palabras: «Entregad a mi hijo Iván a los perros, aterrorizadme…. No pensaré en apartarme de la piedad, aunque viera la belleza despedazada por los perros». ¿Crees que esto es lo que dice la madre?
El zar Alexei Mikhailovich tomó y devolvió algunas de sus posesiones por adelantado, probando cómo reaccionarían los boyardos más pobres. ¿Se rebelarían o apoyarían? Sólo se opusieron a la vergonzosa ejecución en la hoguera de un representante de su círculo.
Durante el juicio, el hijo, único heredero, murió. Los bienes de la familia pasaron al zar. Boyaryna Morozova aceptó el martirio en nombre de su riqueza. Y lo más probable es que esto hubiera sucedido incluso si se hubiera puesto a bautizar con tres, diez dedos a la vez.
«Boyarynya Morozova» (Fragmento)
Es comprensible que Surikov no pintara del natural. Convenció a una mantis religiosa del cementerio de Rogozhsky para que posara para él. Le dio el aspecto de un cuervo herido, una imagen que le inspiró.
El artista vendió brillantemente la obra por 25.000 y durante mucho tiempo siguió pintando a sus clientes con los trajes de época de sus modelos.
María Santi
Comentarios: 5 Ответы
Уважаемая тезка! А почему Вы решили, что произведение живописного искусства – достоверный исторический документ? Художник – творец. Он создает свой образ, по своему прочитывает исторические события, акцентируя внимание на содержательной стороне сюжета, эмоциях изображенных и т.д. Проблема отъема средств у состоятельных бояр и её способы действительно перекликаются с современными событиями. Вы увидели фальшь в работе художника, который прежде всего воспевал гражданский подвиг боярыни, её жертвенность, что свойственны русской женщине. Опускаю живописное и композиционное решение этой картины, все итак очевидно. Хочу напомнить искусствоведу, какВы подписались, что картины не рисуют, их ПИШУТ!
Спасибо за эмоциональный отзыв, Мария. Именно об этом я и пишу: люди выдумывают героизм, чтобы закрыть глаза на бытовое насилие.
Ох рисуют. Даже расследование проводила, приставала к художникам с дурацким вопросом: а почему принято говорить писать картину? Из полученных ответов сделала собственный вывод: Ох рисуют. Для Марии Санти: правда намного нужнее.
Явное стремление принизить, оторвать вершки, оставив корешки. Погоня за мнимой "правдой", которая суть – упавшие в грязь осколки прекрасной вазы, по которым пытаются смело судить о целом. Очередной "искусствовед", пытающийся (о) судить русскую историю.
Мария! У Вас много достойных статей, которые я читаю. Но в этой – нет фактов. Совершенно – не убеждает. Это – не открытка, и Суриков не стал бы парится из за денег, что бы просто – напросто – лгать в таком монументальном произведении. Он работал над этой картиной не один день. И ни какой указ, или – приказ не заставили бы художника тратить лучшие творческие годы на создания лжи, даже бы если бы художник получил – приказ от царя. Это – не просто работа, эту работу вынашивал Суриков, чтобы оставить свой след в искусстве. Представьте, если бы А. Иванов в своей работе, " Явление Христа народу" Нарушил Евангельскую истину. Иванов писал в письмах, что если он, найдет образ Христа, – то пойдет красить заборы. Всякий художник ищет работу, которая бы сама вошла в историю мировой живописи. А. Иванов, так и не нашел образ Христа. Поэтому Иисус у него – не на переднем плане. Зато он нашел образ Предтечи, который и был показан им всесторонне. Но в своих исканиях, А. Иванов – единственный художник, который духовно поднялся до высот Св. Андрея Рублева. Он искал, и познавал истину. Так же как Н. Ге – познавал ее в своей работе над " Распятием". Художник уровня Сурикова – отдавал часть себя в своих работах. " Боярыня Морозова" – это – не пейзаж с речечкой. Это самовыражение и цель творчества художника. Может быть даже – цель его жизни. И если даже сам Царь предложил бы Сурикову написать ложь, за деньги, Суриков бы вообще – бросил живопись. Как Н. Ге – перестал писать, когда на него написали донос, что он пишет – не красивого – античного Христа. А какого то – бродягу. Сам Христос говорит: " Лисицы имеют норы, птицы имеют гнезда, а Сыну Человеческому негде голову приложить. Н. Ге рассудил, что Христос – будучи Сыном Божьим, может принять любой образ. И, раз Он взял себе в ученики простых, неграмотных рыбаков, то проповедуя Слово Божье, Он и был в образе Своих учеников, а не в Античном , слащавом образе с короной – на голове. Поэтому Н. Ге и создал " Распятие ", которое критики поняли только спустя 30 лет, после жизни художника. Хотелось бы еще услышать Ваше мнение о работе Флавицкого " Княжна Тараканова", там фактов – вообще мало. С удовольствием бы почитал, Вашу версию. С уважением Ваш читатель.
No se puede comentar Por qué?